Система прослеживаемости товаров: ее суть и отличия от других механизмов учета

Система прослеживаемости товаров

Отечественные законодатели подготовили и вынесли на рассмотрение Государственной думы проект закона об изменениях в налоговом кодексе (НК), связанные с формированием систем прослеживаемости определенных товарных позиций.

Прослеживаемость продукции: суть процедуры

Под прослеживаемостью (или прослеживанием, как указано в некоторых источниках) подразумевают учетную систему подлежащих прослеживемости товарных позиций и операций, связанных с формированием товарооборота. Данное определение упоминается в законе №386-ФЗ «О ратификации Соглашения и механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС».

Данное соглашение должно сформировать два элемента общей учетной системы:

  • национальный сектор, обеспечивающий прослеживаемость зарубежной продукции на рынках государств, участвующих в Евразийском союзе.
  • внешний или национальный сектор прослеживаемости, обеспечивающий максимально полный информационный обмен о прослеживаемых товарных позициях, которые пересекли границу между странами-участницами Евразийского союза. Товары отечественного производства отслеживать не нужно;

Участниками этой системы становятся физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, а также юридические лица, использующие в своих операциях товары, подлежащие прослеживаемости.

Общие положения законопроекта

Общие положения законопроекта

Прогнозируется, что утвержденный законопроект юридически вступит в силу уже с 1 июля 2020 года, предусматривая внесение изменений во все положения НК России, регулирующие оборот и учет прослеживаемых товарных позиций, а также очерчивающие обязанности налогоплательщиков по отношению к ним.

Проще говоря, внедрение новой схемы учета подразумевает, что на всей документации, которая связывает поставщика и потребителя, прослеживаемые товары должны обозначаться специальным номерным знаком (регистрационным номером партии товара), чтобы налоговая служба смогла вести учетную деятельность по отношению к операциям с этими товарными позициями

В законопроекте предусмотрено наличие санкций в размере до 10% от общей стоимости прослеживаемых товаров и ведение исключительно электронной документации. Кстати, на товары, подлежащие прослеживаемости, планируется сформировать собственные счета-фактуры (и/или УПД и УКД).

Перечень товаров с кодом прослеживаемости

Перечень товаров с кодом прослеживаемости

В список товарных партий, которые должны подвергаться прослеживаемости, включена:

  • спецтехника (автодорожная, ремонтная и складская);
  • бытовые морозильные камеры, промышленные холодильные установки, бытовые холодильники и холодильные витрины;
  • прачечные и бытовые стиральные и сушильные машины;
  • детские коляски и автокресла;
  • офисная мебель;
  • телевизоры;
  • проекторы и мониторы;
  • платы и карты памяти для ноутбуков и компьютеров.

Для начала, участвовать в экспериментальной части программы могут плательщики налогов, осуществляющие импортно-экспортную и реализационную деятельность с товарными позициями из списка, утвержденного правительственным Постановлением №807.

Для чего внедряется система прослеживаемости товаров?

Для чего внедряется система маркировки и прослеживаемости товаров?

Основные цели разработки и внедрения новой учетной системы заключаются в том, чтобы:

  • сформировать условия, при которых невозможно будет применять преступные схемы полного или частичного уклонения от выплаты в казну налогов;
  • подтвердить законность находящихся в обороте товаров, при их транспортировке из страны в страну;
  • контроль над операциями, проводимыми с этими товарами.

Принципы функционирования системы

Национальная система прослеживаемости основана на таких принципах:

  • исключить возможность повторного учета деловой активности субъектов предпринимательской деятельности;
  • сформировать систему прослеживаемости таким образом, чтобы она функционировала в рамках единых нормативно-правовых аспектов;
  • документально фиксировать каждый факт передачи права собственности на ту или иную товарную позицию, не меняя при этом ее маркировку;
  • применять уже существующую единую электронную схему документооборота между субъектами предпринимательской деятельности;
  • все без исключения налогоплательщики, осуществляющие операции с прослеживаемыми товарами, должны не выходить за рамки единых требований.

Многих интересует, в чем разница между новой системой и хорошо знакомой маркировкой продукции? По словам разработчиков, они похожи, поскольку внедрялись с одной и той же целью. Но при этом, между ними есть ряд отличий, среди которых:

  • маркировка основана на нанесении уникального серийного номера на товары, а прослеживаемость базируется на идентификации партии продукции посредством электронной документации;
  • маркировка наносится на каждую позицию, а прослеживаемость охватывает партию продукции;
  • маркировка требует внедрения четкой установленной схемы складской логистики, а что касается прослеживаемых товаров, они хранятся произвольно.

Для чего необходима новая форма учета ввозимых и подлежащих прослеживанию товарных партий?

Для чего необходима новая форма учета ввозимых и подлежащих прослеживанию товарных партий?

Напомним, что для ввозимых из Евразийского экономического сообщества, точнее для их товарных позиций, подлежащих прослеживаемости по новому законодательству, уже введены формы уведомления. Это и статистические формуляры, и заявления об импорте, и уведомления о выплате налогов. Так для чего создавать еще одну систему контроля над ввозимой продукцией?

Дело в том, что все описанные выше виды учетных документов применяются разными органами контроля, и они не имеют к системе прослеживаемости никакого отношения. Например, заявления об импортируемых товарах оформляется для плательщиков налога на добавленную стоимость при его ввозе из государств Евразийского союза.

Уведомления о ввозе позиций, которые должны быть прослежены, из страны-участника Евразийского союза, является временным решением, действующим до тех пор, пока принятое Соглашение не приобретет юридическую силу. И именно это Соглашение сумеет обеспечить безопасность и целостность системы контроля над прослеживаемой продукцией, благодаря тому, что партиям импортируемых товаров будет присвоен регистрационный номер.

Предполагается, что после 1 июля 2020 года, регистрационные номера партии товаров (РНПТ) будут передаваться экспортером, подлежащим налогообложению, из стран, участвующих в Евразийском союзе.

Кстати, многих беспокоит еще один важный вопрос – как изменится форма стандартной счет-фактуры? Налоговые органы утверждают, что бланк счет-фактуры и правила ее заполнения не изменятся. Изменятся реквизиты электронного формуляра, дополнившись показателями, необходимыми для внесения кода прослеживаемости.

Что касается отображения в документе партий товаров, если в него входят позиции, подлежащие прослеживаемости, то на такие товары счет-фактура будет выписываться отдельно. А значит, партия, содержащая прослеживаемые товарные позиции, должна быть расформирована на товары, подлежащие и не подлежащие прослеживанию.

12.02.2020
Вернуться к списку

Калькулятор

  • Евро
  • Доллары
Введите стоимость товара у поставщика
Расчётная стоимость товара в России
0 руб.
Текущий курс: 100.5316 руб. за 1 евро
Введите стоимость товара у поставщика
Расчётная стоимость товара в России
0 руб.
Текущий курс: 94.0922 руб. за 1 доллар

Укажите ваши контакты для связи

Имя и телефон обязательны для заполнения
Ваше имя
Номер телефона
Эл. почта