Отечественные законодатели подготовили и вынесли на рассмотрение Государственной думы проект закона об изменениях в налоговом кодексе (НК), связанные с формированием систем прослеживаемости определенных товарных позиций.
Под прослеживаемостью (или прослеживанием, как указано в некоторых источниках) подразумевают учетную систему подлежащих прослеживемости товарных позиций и операций, связанных с формированием товарооборота. Данное определение упоминается в законе №386-ФЗ «О ратификации Соглашения и механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС».
Данное соглашение должно сформировать два элемента общей учетной системы:
Участниками этой системы становятся физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, а также юридические лица, использующие в своих операциях товары, подлежащие прослеживаемости.
Прогнозируется, что утвержденный законопроект юридически вступит в силу уже с 1 июля 2020 года, предусматривая внесение изменений во все положения НК России, регулирующие оборот и учет прослеживаемых товарных позиций, а также очерчивающие обязанности налогоплательщиков по отношению к ним.
Проще говоря, внедрение новой схемы учета подразумевает, что на всей документации, которая связывает поставщика и потребителя, прослеживаемые товары должны обозначаться специальным номерным знаком (регистрационным номером партии товара), чтобы налоговая служба смогла вести учетную деятельность по отношению к операциям с этими товарными позициями
В законопроекте предусмотрено наличие санкций в размере до 10% от общей стоимости прослеживаемых товаров и ведение исключительно электронной документации. Кстати, на товары, подлежащие прослеживаемости, планируется сформировать собственные счета-фактуры (и/или УПД и УКД).
В список товарных партий, которые должны подвергаться прослеживаемости, включена:
Для начала, участвовать в экспериментальной части программы могут плательщики налогов, осуществляющие импортно-экспортную и реализационную деятельность с товарными позициями из списка, утвержденного правительственным Постановлением №807.
Основные цели разработки и внедрения новой учетной системы заключаются в том, чтобы:
Национальная система прослеживаемости основана на таких принципах:
Многих интересует, в чем разница между новой системой и хорошо знакомой маркировкой продукции? По словам разработчиков, они похожи, поскольку внедрялись с одной и той же целью. Но при этом, между ними есть ряд отличий, среди которых:
Напомним, что для ввозимых из Евразийского экономического сообщества, точнее для их товарных позиций, подлежащих прослеживаемости по новому законодательству, уже введены формы уведомления. Это и статистические формуляры, и заявления об импорте, и уведомления о выплате налогов. Так для чего создавать еще одну систему контроля над ввозимой продукцией?
Дело в том, что все описанные выше виды учетных документов применяются разными органами контроля, и они не имеют к системе прослеживаемости никакого отношения. Например, заявления об импортируемых товарах оформляется для плательщиков налога на добавленную стоимость при его ввозе из государств Евразийского союза.
Уведомления о ввозе позиций, которые должны быть прослежены, из страны-участника Евразийского союза, является временным решением, действующим до тех пор, пока принятое Соглашение не приобретет юридическую силу. И именно это Соглашение сумеет обеспечить безопасность и целостность системы контроля над прослеживаемой продукцией, благодаря тому, что партиям импортируемых товаров будет присвоен регистрационный номер.
Предполагается, что после 1 июля 2020 года, регистрационные номера партии товаров (РНПТ) будут передаваться экспортером, подлежащим налогообложению, из стран, участвующих в Евразийском союзе.
Кстати, многих беспокоит еще один важный вопрос – как изменится форма стандартной счет-фактуры? Налоговые органы утверждают, что бланк счет-фактуры и правила ее заполнения не изменятся. Изменятся реквизиты электронного формуляра, дополнившись показателями, необходимыми для внесения кода прослеживаемости.
Что касается отображения в документе партий товаров, если в него входят позиции, подлежащие прослеживаемости, то на такие товары счет-фактура будет выписываться отдельно. А значит, партия, содержащая прослеживаемые товарные позиции, должна быть расформирована на товары, подлежащие и не подлежащие прослеживанию.